Обучение инвалидов и лиц с ОВЗ
Информация по обеспечению прав детей с ограниченными возможностями здоровья
Официальный сайт ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в т. ч. дети-инвалиды имеют право на получение без дискриминации качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Получение образования детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под инвалидом понимается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Статья 2 закона «Об образовании в Российской Федерации» определяет следующие понятия: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», «инклюзивное образование», «адаптированная образовательная программа».
Статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).
В статье 79 закона «Об образовании в Российской Федерации» «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» разъясняются права детей с ОВЗ.
В статье 44 закона «Об образовании в Российской Федерации» прописываются права и обязанности родителей (законных представителей) детей.
Статья 42 закона «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Организация обучения детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в МКОУ «Центр образования № 14»
В 2019-2020 учебном году в учреждении 1 ребенок с ОВЗ. Он обучается в 5 классе по общеобразовательной программе. Специфика заболеваний данной группы детей не требует использования специальных учебников и других учебных пособий. Для детей данной категории доступны все средства обучения и воспитания, используемые в учебно-воспитательном процессе, в графике работы педагога- психолога предусмотрены специальные часы для работы с ним
В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МКОУ «Центр образования № 14» рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Задачи:- обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
- организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
- сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
- создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
- совершенствование системы кадрового обеспечения.
1. Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Конструктивные особенности зданий МКОУ «Центр образования № 14» (дата постройки основного здания школы - 1952 г., дата постройки пристройки здания школы - 1968 г., дата постройки дошкольного структурного подразделения – 1968 г.) не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). |
2. Условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. |
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях. Адаптированная программа разрабатывается с учётом особенностей развития ребенка, основной целью является коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы учреждение занимается самостоятельно.
Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.
При наличии медицинских показаний и соответствующих документов (справка - заключение ВКК) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому. |
3. Использование при реализации указанных образовательных программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий |
При реализации программ для инвалидов и лиц с ОВЗ при необходимости могут использоваться дистанционные образовательные технологии и электронное обучение. |
4. Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. |
Отсутствуют. |
5.Условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. |
ВМКОУ «Центр образования № 14» созданы условия питания для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется. |
6. Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Здания МКОУ «Центр образования № 14» оснащены противопожарной звуковой сигнализацией, необходимыми табличками и указателями с обеспечением визуальной и звуковой информацией для сигнализации об опасности. |
7. Доступ к информационным системам и информационно- коммуникационным сетям |
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МКОУ «Центр образования № 14» и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. |
8.Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. |
Электронных образовательных ресурсов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в учреждении нет ввиду отсутствия запроса со стороны потребителя образовательных услуг. |
9. Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ. |
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуютпо причине отсутствия данной категории обучающихся. |
10. Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, количество жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формирование платы за проживание в общежитии и иные видов материальной поддержки обучающихся. |
Общежитие, интернат, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ, отсутствуют. |
Индивидуальное обучение
Семейная форма образования